«Люди готовы делить джеты с другими пассажирами»

О тенденциях развития рынка деловой авиации в постпандемийный период РБК+ рассказал председатель совета директоров авиакомпании «Сириус-Аэро» Николай Уланов.

— В начале двухтысячных российский рынок деловой авиации развивался очень динамично. Но после 2014 года ситуация изменилась, рынок начал сокращаться. Что происходит сейчас? Каков, на ваш взгляд, объем рынка?

— Достаточно непростой вопрос. С одной стороны, сегодня мы пришли к тому, что не все бизнесмены, имеющие возможность снять целый самолет, готовы это делать. Экономика разумного потребления сделала свое дело. С другой — за последние полтора года при сокращении количества рейсов непосредственно «Сириус-Аэро» перевезла большее количество пассажиров в сравнении с предыдущими годами. Люди готовы делить джеты с другими пассажирами, летящими в том же направлении, и, более того, считают это рациональным. Все-таки сервис деловой авиации намного выше бизнес-класса регулярного рейса, а цена та же.

Однозначно можно сказать, что рынок бизнес-авиации меняется и «Сириус-Аэро» подстраивается под новые реалии. Наше предложение полностью соответствует нынешнему спросу.

Если говорить об объеме рынка деловой авиации в России, то его очень сложно проанализировать. Большая часть информации о количестве полетов или зарегистрированных самолетов на территории РФ является приватной. Она недоступна. Это, наверное, как преимущество, так и недостаток — с чьей стороны посмотреть. К тому же в отличие от европейского рынка у нас нет единой информационной базы для отслеживания статистических параметров.

— Как рынок пережил пандемию? Что нужно сегодняшнему клиенту, изменился ли его портрет?

— На нынешние тренды пандемия оказала прямое влияние. Раньше перелеты на бизнес-джетах осуществлялись в основном для деловых поездок чартерными рейсами. С весны 2020 года картина изменилась. По статистике нашей компании, в период карантинных мер прослеживается доминирование личных поездок: вторые дома (69%), курортные отели (31%), арендованные виллы (17%), собственные или арендованные яхты (10%) и объекты Airbnb (6%) являются главными местами проживания для группы людей, пользующихся услугами частной авиации. Деловых поездок стало намного меньше.

Читайте также:  TAG Aviation Malta получила два ключевых сертификата

Количество перевезенных пассажиров выросло, несмотря на то что количество рейсов немного сократилось. Благодаря программе джет-шеринга в кресла бизнес-джетов за те же деньги пересели те, кто раньше летал первым и бизнес-классом. Мы получили нового клиента. У людей не было другого выбора. В период остановки воздушного сообщения, пограничных и карантинных мер частная авиация оставалась единственной возможностью пересечь границу.

Сейчас воздушное пространство государств для регулярных рейсов постепенно открывается, и спрос на перелет нашей авиакомпанией не снижается. Наоборот, в период высокого туристического сезона мы доставляем все больше людей до мест отдыха. Появился некий тренд на перелеты джетами: уровень сервиса в разы выше плюс экономия времени на предполетные процедуры при ценах, сопоставимых с первым и бизнес-классом.

— Насколько идея открыть авиакомпанию сегодня популярна в мире? Не отбила ли пандемия охоту бизнеса инвестировать в деловую авиацию?

— Большую часть прошлого года управление авиакомпанией означало парковку самолетов, увольнение рабочих и торговлю с правительствами о средствах спасения в отчаянных попытках избежать банкротства, поскольку все путешествия почти свелись к нулю. Следовательно, ценовой порог вхождения в этот бизнес заметно снизился. Новый класс предпринимателей считают, что настал момент сделать то, что казалось трудным в самых лучших обстоятельствах: открыть авиакомпанию. Новые авиакомпании появляются в Северной Америке, Европе, Южной Америке, Африке и Азии. По данным компании Avolon Holdings Ltd, занимающейся лизингом самолетов, появилось более 90 новых перевозчиков, большинство из которых уже получили финансирование и планируют вылететь до конца года.

Некоторые новые компании возникают из «пепла» авиакомпаний, потерпевших неудачу во время пандемии. Другие ждали авиаперелетов, чтобы показать признаки восстановления, активировать планы, которые уже были в наличии. Большинство из них надеются, что смогут воспользоваться возможностью подобрать самолет со значительной скидкой, занять желанное место в когда-то перегруженных аэропортах. У «Сириус-Аэро» есть огромное преимущество среди существовавших и недавно появившихся авиакомпаний: мы уже укрепились на рынке авиации, заняли свое место и, самое главное, имеем собственный флот.

Читайте также:  CemAir подтвердила парижский контракт на два Bombardier Q400

— С началом становления отрасли остро стояла проблема кадров, пилотов особенно. Какова ситуация сейчас?

— Компания «Сириус-Аэро» входит в международный авиационный холдинг с полным циклом технического обслуживания самолетов и собственной летной школой в Риге. В настоящее время компания, на базе которой наши пилоты проходят обучение и постоянно повышают свою квалификацию, имеет рейтинг (сертификат) на 12 типов воздушных судов. Поэтому проблемы дефицита высококлассных пилотов у нас нет.

— Что сегодня происходит с конкуренцией в бизнес-авиации в России?

— Бизнес-авиация в России не имеет такого большого спектра услуг и гибкого сервиса, как европейский рынок. И несмотря на то что Россия входит в число стран, где частные перелеты востребованы, у нас все равно не так развит этот рынок, как в тех же Великобритании или Австрии. Соответственно, на внутреннем рынке конкурентов у нашей компании немного. По нашим аналитическим исследованиям, «Сириус-Аэро» на сегодня самый крупный коммерческий оператор в Восточной Европе, занимающий более 50% рынка России. Если обратиться к статистике международных вылетов из Внуково, то изо всех авиакомпаний мы занимаем третье место, на нашу долю приходится 8,16% вылетов. Первые две строчки занимают две европейские авиакомпании с долями 10,79 и 9,9%. При этом в направлении Лондона «Сириус-Аэро» совершила большее количество вылетов — 14,02%, а по полетам в Латвию и Арабские Эмираты входит в тройку лидеров. Поэтому сейчас, когда мы начали выходить на европейский рынок и открыли два офиса продаж в Вене и Лондоне, мы чувствуем себя на нем вполне уверенно.

— Насколько велика необходимость проведения аудита компании, работающей на рынке бизнес-авиации в России?

— Аудит авиакомпании очень важен, нужен и доступен. Особенно, когда компания предоставляет своим клиентам услугу менеджмента воздушного судна. Самолет — достаточно дорогостоящий актив, требующий немало вложений. Аудит проводится в первую очередь для того, чтобы распоряжение воздушным судном проходило с минимальными финансовыми потерями. Любую компанию, которая отвечает за управление таким активом, как самолет, нужно очень четко контролировать.

Читайте также:  Очередные британцы «потянулись» на Мальту

Помимо стандартного технического и финансового аудитов наша компания с 2017 года проходит аудит Международного совета деловой авиации (IBAC). Сегодня у нас уже есть сертификаты IS-BAO Stage I и IS-BAO Stage II. К концу 2021 года планируем получить IS-BAO Stage III. Также в 2020 году мы получили мальтийский сертификат Civil Aviation Directorate Transport Malta. Наличие этих сертификатов — добровольный шаг авиакомпании, связанный с повышением уровня профессионализма и безопасности работы.

Источник: РБК+

Top.Mail.Ru